|
Евангелическо-Лютеранская Церковь «Согласие» - является Консервативной Христианской Церковью, верно придерживающейся Библии, как высшего авторитетного источника, учения которой сформулированы и записаны в «Книге Согласия».
Ниже представлено краткое тематическое изложение нашей веры: II. СОТВОРЕНИЕ МИРА, ЧЕЛОВЕК И ГРЕХ I. БОГ И ЕГО ОТКРОВЕНИЕ1. Мы верим, что есть только один истинный Бог (Ин 17:3; Ис 44:6). Он явил Себя как Триединый Бог, один Бог в трёх лицах. Это очевидно из того, что Иисус заповедал Своим ученикам крестить "во имя Отца и Сына и Святого Духа" (Мф 28:19). Каждый, кто не поклоняется этому Богу, поклоняется богу ложному, которого не существует, ибо Иисус сказал: "Кто не чтит Сына, не чтит Отца, пославшего Его" (Ин 5:23). 2. Мы верим, что Бог открылся в природе, ибо "небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь" (Пс 18:2), "Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны" (Рим 1:20). Для атеиста, поэтому, нет оправдания. Так как требования Закона записаны в сердцах людей, то совесть людей тоже свидетельствует о том, что существует Бог, которому они подотчётны (Рим 2:15). Но природа и совесть доносят до нас только часть Божьего откровения, и этой части недостаточно для того, чтобы увидеть дорогу на небеса. 3. Мы верим, что Бог открылся нам полностью в Сыне Своём, Господе нашем Иисусе Христе. "Бога не видел никто никогда; единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил" (Ин 1:18). Бог открылся нам в Иисусе и как Бог Спаситель, Который "так возлюбил мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную" (Ин 3:16). 4. Мы верим, что кроме этого Бог дал всем людям письменное откровение в Священном Писании. Его откровение в Библии несёт в себе два послания - Закон и Евангелие. Закон провозглашает, что - правильно, а что - неправильно, и грозит Божьим наказанием за грехи. Евангелие провозглашает любовь Бога, которую Он проявил особенно в том, что дал спасение от греха через Иисуса Христа. 5. Мы верим, что центром всей Библии является Христос. В Ветхом Завете Бог неоднократно обещал Божественного Избавителя от греха, смерти и ада. Новый Завет провозглашает, что этот Божественный Избавитель пришёл как Иисус из Назарета. Сам Иисус говорил о писаниях Ветхого Завета, что "они свидетельствуют о Мне" (Ин 5:39). 6. Мы верим, что Бог дал нам Писание через избранных Им людей, писавших на языке, который они знали, и в присущем им стиле. Он использовал Моисея и пророков, чтобы записать Ветхий Завет на древнееврейском языке (некоторые части на арамейском), а евангелистов и апостолов, чтобы записать Новый Завет на греческом. 7. Мы верим, что чудесным образом, который выше всякого человеческого понимания, Бог Дух Святой подвигнул этих людей на запись Божьего Слова. "Люди, Духом Святым движимые, изрекли его от Бога" (2 Пет 1:21). И говорили они "не словами, которым нас научила человеческая мудрость, но теми, которым нас научил Дух" (1 Кор 2:13). Каждая мысль, которую они выразили, каждое используемое слово было дано им Святым Духом. Святой Павел писал Тимофею: "Всё Писание богодухновенно" (2 Тим 3:16). Церковь называет этот чудесный процесс вдохновением, что означает "вдохнуть в". Так как каждое слово Писания богодухновенно, то мы называем этот процесс дословным вдохновением. Это, однако, нельзя приравнять к механической записи под диктовку, так как Святой Дух направлял авторов при использовании ими индивидуального литературного стиля и лексики. 8. Мы верим, что Писание является единым целым, истинным и безошибочным во всём, ибо наш Спаситель сказал: "Не может нарушиться Писание" (Ин 10:35). Поэтому мы верим, что оно является непогрешимым авторитетом и руководством во всём, во что мы верим и что мы делаем. 9. Мы верим, что Библия даёт нам совершенно достаточное и ясное знание о том, что нам нужно знать для спасения, умудряя нас "во спасение верою во Христа Иисуса" (2 Тим 3:15) и подготавливая ко всякому доброму делу (2 Тим 3:17). Так как Божий план спасения полностью раскрыт в канонических книгах Библии, то нам не нужны и мы не ожидаем никаких других откровений (Евр 1:1,2). Церковь построена на учениях апостолов и пророков (Еф 2:20). 10. Мы верим и принимаем Писание как оно есть, признавая как основанную на фактах историю то, что оно преподносит как историю, находя метафору там, где само Писание указывает на метафору. Мы верим, что Писание должно толковать Писание, ясными отрывками проливая свет на те, которые труднее для понимания. Мы верим, что ни один авторитет, будь то человеческий разум, наука или ученость, не может ставиться выше Писания. Здравомыслящие исследователи должны без предубеждения добросовестно искать его истинный смысл. 11. Мы верим, что первоначальный текст Ветхого Завета, написанный на древнееврейском языке, и греческий текст Нового Завета являются богодухновенным Божьим Словом. Переводы с греческого и древнееврейского, которые точно передают значение оригинального текста, доносят до людей Божью истину, и по праву могут называться Божьим Словом. 12. Несмотря на то, что сами оригиналы были утеряны, мы верим, что Господь по провидению точно сохранил древнееврейский и греческий тексты на протяжении многократного переписывания этих текстов от руки. Хотя между переписанными от руки манускриптами существуют небольшие отличия или "разночтения", эти варианты не вызывают никаких доктринальных изменений. 13. Мы верим, что три экуменических символа веры - Апостольский, Никейский и Афанасьевский, как и Лютеранские исповедания, содержащиеся в "Книге согласия", 1580 г., выражают истинное учение Писания. Поскольку учения, которые они исповедуют, выведены из одного лишь Писания, мы связаны ими в своей вере и жизни, и поэтому всё проповедование и обучение в наших церквах и школах должно вестись в согласии с этими исповеданиями, и мы отвергаем все ошибки, которые отвергаются ими. 14. Мы отвергаем любое поклонение, которое не связано с Триединым Богом, каким Он открыт в Библии. При обращении к Богу мы отвергаем всякое использование местоимений и имён женского рода, так как в Писаниях Бог открывает себя в качестве Отца и Сына. Мы отвергаем мнение, что все религии ведут к одному и тому же Богу. 15. Мы отвергаем любое намерение считать Божьим Словом только часть Писания, что допускает возможность существования фактических ошибок в Писании по поводу так называемых нерелигиозных вопросов (например исторических, географических). Мы равно отвергаем и все точки зрения, которые видят в нём просто запись людьми откровения Бога, когда Он имеет дело с человеком в истории, и потому запись, подверженную человеческим несовершенствам. 16. Мы отвергаем особое значение, придаваемое Иисусу как Слову Бога (Ин 1:1), если оно преуменьшает роль Писания, как письменного Божьего Слова (Рим 3:2). 17. Мы отвергаем любую попытку свести исповедания, содержащиеся в "Книге согласия", к историческим документам, которые в наше время не имеют для церкви обязательного конфессионального значения. Мы равно отвергаем любые заявления, что церковь связана только теми учениями в Писании, которые нашли своё выражение в этих исповеданиях. II. СОТВОРЕНИЕ МИРА, ЧЕЛОВЕК И ГРЕХ1. Мы верим, что вселенная, мир и человек возникли в начале, когда Бог создал небо и землю и всё живое (Быт 1 и 2). Дополнительные свидетельства этого события обнаруживаются в других местах Ветхого и Нового Заветов (например Исх 20:11; Евр 11:3). Всё это совершилось в течение шести последовательных обычных дней силой Божьего всемогущего слова [когда Он сказал:"Да будет"]. 2. Мы верим, что Библия представляет собой истинное, и исторически обоснованное повествование о сотворении мира. 3. Мы верим, что Бог создал Адама и Еву по Своему собственному образу (Быт 1:26, 27), то есть святыми и праведными. Их мысли, желания и воля были в полной гармонии с Богом (Кол 3:10; Еф 4:24). Кроме того, им была дана возможность "обладать" Божьим творением (Быт 1:28), и вменено в обязанность заботиться о нём (Быт 2:15). 4. Мы верим, что Бог создал множество добрых ангелов. В какое-то время после создания некоторые из этих ангелов восстали против Бога. Ими руководил один из ангелов, называемый сатаной, или дьяволом (2 Пет 2:4). После этого падшие ангелы всегда противостояли Богу и Божьему народу (1 Пет 5:8). 5. Мы верим, что Адам и Ева утратили этот Божественный образ, когда поддались искушению сатаны и ослушались Божьего повеления. Это навлекло на них Божью кару: "Ты... смертью умрёшь" (Быт 2:17). С той поры все люди зачинаются и рождаются (Пс 50:7) со склонностью ко всему дурному (Быт 8:21), потому что "рождённое от плоти есть плоть" (Ин 3:6). Будучи из-за греха мёртвыми и отделёнными от Бога (Еф 2:1), люди не способны примириться с Богом своими собственными усилиями и делами. 6. Мы верим, что Бог по Своему милосердному провидению ежедневно щедро удовлетворяет насущные потребности всех людей (Пс 144:15,16). Более того, Он защищает верующих от всех опасностей, уберегая их от всякого зла (Пс 120:7) или обращая зло им на пользу (Рим 8:28). 7. Мы отвергаем теории [все теории] эволюции как объяснение происхождения вселенной и человека, и все попытки согласовать сказанное в Писании о сотворении мира с такими теориями. 8. Мы отвергаем толкования, которые низводят первые главы книги Бытия до пересказа мифов, или притч, или поэтических размышлений, которые не являются реальной историей. 9. Мы отвергаем все теории, которые размывают различия между человеческими существами и животными, так как только человеческие существа обладают бессмертной душой и ответственны перед Богом. 10. Мы отвергаем все теории, которые размывают различие между Богом и его созданием (пантеизм). 11. Мы отвергаем все взгляды, которые находят в человеке врождённую добродетель, считают его природную склонность только слабостью, не являющейся греховной, и не признают его абсолютную духовную порочность и неспособность угодить Богу (Рим 3:9-18). III. ХРИСТОС И ИСКУПЛЕНИЕ ГРЕХОВ1. Мы верим, что Иисус Христос есть Сын Божий в вечности, Который был с Отцом от века (Ин 1:1,2). В назначенное Богом время, когда Он был зачат девой Марией как святое Дитя чудом Духа Святого (Лк 1:35), Он принял на Себя истинную и полную, но при этом безгрешную человеческую природу (Гал 4:4). Ангел свидетельствовал: "Рождённое в ней - от Духа Святого" (Мф 1:20). Иисус Христос является той неповторимой личностью, в которой истинный Бог и истинная человеческая природа неразделимо соединены в едином, Святом Богочеловеке. Он называется Еммануил, что значит "С нами Бог" (Мф 1:23). 2. Мы верим, что Он во все времена обладал полнотой Божества, всей Божественной силой, мудростью и славой (Кол 2:9). Это было очевидно, когда Он совершал чудеса (Ин 2:11). Но когда Он жил на земле, Он принял образ раба, унизив Себя тем, что отказался от постоянного и полного проявления и использования Своих Божественных качеств. В это время мы видим Его, человека среди людей, переносящего страдания, унизившего Себя до постыдной смерти на кресте (Фил 2:7,8). Мы верим, что Христос сошёл в ад для того, чтобы провозгласить свою победу над Сатаной (1 Пет 3:18,19). Мы верим, что Он восстал вновь из могилы в прославленном теле, вознёсся и превознесён, чтобы править, обладая властью над миром, благодатью в Своей Церкви и славой в вечности (Фил 2:9-11). 3. Мы верим, что Иисус Христос, Богочеловек, был послан Отцом искупить всех людей, т.е. выкупить их от вины и наказания за грех. Иисус пришёл исполнить Закон (Мф 5:17), с тем чтобы через Его совершенное послушание все люди были сочтены праведными (Рим 5:18,19). Он пришёл, чтобы понести "грехи всех нас" (Ис 53:6), искупив всех людей Своей жертвой за грех на жертвеннике креста (Мф 20:28). Мы верим, что Он является назначенной Богом заменой для человека: Его праведность, или совершенное послушание, принимается Отцом как наша праведность, Его смерть за грех - как наша смерть за грех (2 Кор 5:21). Мы верим, что Его воскресение даёт нам полную уверенность в том, что Бог принял плату, которую Он совершил за всех (Рим 4:25). 4. Мы верим, что во Христе Бог "примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их" (2 Кор 5:19), что Иисус есть "Агнец Божий, Который берёт на Себя грех мира" (Ин 1:29). Милосердие и благодать Бога включают всех; примирение с Христом является всеобщим; прощение грехов было достигнуто как свершившийся факт для всех людей. Благодаря заместительному труду Христа Бог оправдал всех людей, то есть вынес вердикт "не виновны" всему человечеству. Это создаёт прочную, объективную основу для того, чтобы грешники уверовали в спасение. 5. Мы отвергаем любое учение, которое ограничивает дело Христа. Мы отвергаем любое учение, которое утверждает, что Христос заплатил только за грехи некоторых людей. Мы отвергаем любое учение, которое утверждает, что Христос только частично заплатил за грехи. 6. Мы отвергаем мнения, считающие Евангелия благочестивой фантазией, созданной ранними христианами для того, чтобы выразить своё мнение об Иисусе Христе, и не считающие Евангелия правдивым отчётом о том, что в действительности произошло в определённый исторический момент. Мы отвергаем попытки считать историчность событий в жизни Христа, таких как Его рождение девой, Его чудеса или Его телесное воскресение, не столь важными или даже сомнительными. Мы отвергаем попытки подчеркнуть важность "встречи с живым Христом сегодня" таким образом, что совершённое Иисусом в своё время дело искупления, как оно записано в Писании, начинает терять своё значение. IV. ОПРАВДАНИЕ ВЕРОЙ1. Мы верим, что Бог оправдал всех грешников, то есть объявил их праведными в Своих глазах ради Христа. Это та основная весть Писания, от которой зависит само существование Церкви. Эта весть обращена к людям всех времён и народов, рас и социальных слоёв, ибо "преступлением одного всем человекам осуждение" (Рим 5:18). Всем нужно оправдание перед Богом, и Писание провозглашает, что все оправданы, ибо "правдою одного всем человекам оправдание к жизни" (Рим 5:18). 2. Мы верим, что каждый получает этот безвозмездный дар прощения через Христа, не заслужив его своими поступками, а только через веру (Еф 2:8,9). Оправдывающая вера - это упование на Христа и Его дело искупления. Эта вера оправдывает, но не вследствие какой-то присущей ей силы, а только из-за спасения, подготовленного Богом во Христе, которое она включает в себя (Рим 3:28; 4:5). Но несмотря на то, что Иисус умер за всех, Писание говорит нам, что "кто не будет веровать, осуждён будет" (Мк 16:16). У неверующего отнимается прощение, завоёванное для него Христом. 3. Мы верим, что человек не может сотворить эту оправдывающую веру, или упование, в своём собственном сердце, так как "душевный [не имеющий Духа Святого] человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием" (1 Кор 2:14). На самом деле "плотские помышления суть вражда против Бога" (Рим 8:7). Именно Дух Святой движет сердца к доверчивому постижению, что "Иисус [есть] Господь" (1 Кор 12:3). Дух Святой творит веру посредством Евангелия (Рим 10:17). Мы верим, поэтому, что обращение человека является полностью делом Божьей благодати. Однако человек виноват сам, если он отвергает Евангелие (Мф 23:37). 4. Мы верим, что грешники спасаются только по благодати. Благодать - это незаслуженная любовь Бога к грешникам. Эта любовь побудила Бога дать грешникам всё, что им необходимо для спасения. Это дар Божий. Сами люди ничего для этого не делают (Еф 2:8,9). 5. Мы верим, что уже до создания мира Бог избрал тех, кого Он со временем обратит через Евангелие Христа и сохранит в вере до обретения вечной жизни (Еф 1:4-6; Рим 8:29,30). Никоим образом это избрание к вере и спасению не было вызвано чем-либо в человеке, но оно показывает, что спасение полностью дано нам только по благодати (Рим 11:5,6). 6. Мы верим, что в момент смерти души тех, кто верил во Христа, сразу отправляются к Господу, и пребывают с Ним в небесной радости благодаря искупительной работе Христа (Лк 23:43). Души тех, кто не верил во Христа, отправляются на вечные страдания в ад (Лк 16:22-24). 7. Мы отвергаем любое учение, что человек каким-либо образом способствует своему спасению. Мы отвергаем мнение, что люди своими собственными силами могут содействовать своему обращению, или что они могут принять решение, верить во Христа, или нет (Ин 15:16). Мы отвергаем мнение, что те, кто обратились, меньше сопротивлялись Божьей благодати, чем те, кто остались необращёнными. Мы отвергаем все усилия представить веру как условие, которое человек должен выполнить, чтобы завершить свое оправдание. Мы отвергаем все попытки грешников оправдать себя перед Богом. 8. Мы отвергаем любое предположение, что учение об оправдании верой не применимо более для современного человека. 9. Мы отвергаем учение о том, что верующие никогда не отпадут от веры ("однажды спасён - навеки спасён"), потому что Библия говорит, что верующий может отойти от веры (1 Кор 10:12). 10. Мы отвергаем ложный и богопротивный вывод, что те, кто погиб, были избраны Богом к проклятию, ибо Бог "хочет, чтобы все люди спаслись" (1 Тим 2:4; 2 Пет 3:9). 11. Мы отвергаем универсализм - веру в то, что все люди спасены, даже те, кто не верит во Христа (Ин 3:36). Мы отвергаем плюрализм - веру в то, что кроме Христа, есть и другие пути спасения (Ин 14:6; Деян 4:12). Мы отвергаем любое учение, утверждающее, что не важно, во что ещё верит человек - главное, чтобы он верил в Бога. V. ДОБРЫЕ ДЕЛА И МОЛИТВА1. Мы верим, что вера в Иисуса Христа всегда ведёт верующего к тому, чтобы он творил богоугодные дела. "Вера, если не имеет дел, мертва сама по себе" (Иак 2:17). Христианин, как ветвь лозы Христовой, принесёт добрый плод (Ин 15:5). 2. Мы верим, что богоугодные дела - это дела любви, так как "любовь есть исполнение закона" (Рим 13:10). Но вера, тем не менее, не устанавливает своих собственных норм, чтобы определить, что есть любовь (Мф 15:9). Истинная вера рада делать только то, что соответствует Святой воле Божьей. Эта воля открывается в Библии, особенно в Десяти заповедях по мере того, как их содержание повторяется в Новом Завете. Поэтому сталкиваясь с моральными затруднениями, христианин ищет ответа в Божьем законе. 3. Мы верим, например, что пятая заповедь учит тому, что человеческая жизнь - это Божий дар. Эта заповедь запрещает аборты, самоубийства и эвтаназию ("убийство из жалости"). 4. Мы верим, что шестая заповедь регламентирует брак и семью. Бог установил брак в качестве пожизненного союза одного мужчины и одной женщины (Мф 19:4-6). Это единственно верный способ вступить в половую близость и завести детей. Брак можно прервать, не совершая при этом греха, только если Бог расторгнет его через смерть одного из супругов. Тем не менее, христианин может получить развод, если супруг или супруга разорвёт узы брака, совершив прелюбодеяние (Мат 19:9) или покинув его (1 Кор 7:15). Шестая заповедь запрещает любую половую близость вне брака, включая и гомосексуализм (1 Кор 6:9,10). 5. Мы верим, что человек свободен в принятии решений по вопросам, которые ни запрещены, ни разрешены Божьим Словом (adiaphora - адиафора). Тем не менее, люди должны соблюдать осторожность в использовании этой свободы, так, чтобы она не ввела других людей в грех. 6. Мы верим, что поступки, являющиеся плодами веры, должны быть отделены от поступков гражданской добродетели, совершённых неверующими. Когда неверующие совершают поступки, которые внешне выглядят добрыми и честными перед людьми, эти поступки не хороши с точки зрения Бога, ибо "без веры угодить Богу невозможно" (Евр 11:6). Хотя мы признаём значение простой гражданской добродетели для человеческого общества, мы знаем, что неверующий своими делами не может даже начать исполнять свой долг перед Богом. 7. Мы верим, что в этом мире даже лучшие поступки христианина запятнаны грехом. Плоть, старый Адам, по-прежнему причиняет ему страдания, поэтому он не делает то добро, которого хочет, а делает то зло, которого не хочет делать (Рим 7:18-21). Он должен признать, что все его добродетели подобны запачканной одежде (Ис 64:6). Ради искупления Христа, однако, эти несовершенные усилия христианина Отцом Небесным милостиво считаются святыми и принимаются Им. 8. Мы верим, что Святой Дух подвигает каждого верующего на совершение добрых дел, так как это есть плод веры (Гал 5:22-25). Святой Дух даёт каждому верующему новую природу, или "нового человека," который совместно со Святым Духом творит добрые дела. Святой Дух использует Евангелие для того, чтобы побудить верующих творить добрые дела. 9. Кроме того, Святой Дух наделяет Церковь всеми духовными дарами, в которых она нуждается для своего процветания (1 Кор 12:4-11). В начале новозаветной эры Церкви были даны особые харизматические дары, например, знамения, чудеса и говорение на иных языках. Эти дары были связаны со служением апостолов (2 Кор 12:12). В Писании нет никакого свидетельства, что мы должны ожидать продолжения таких харизматических даров. 10. Мы верим, что жизнь, проведённая в молитве, является плодом веры. С упованием, через веру в своего Спасителя, христиане обращаются к Отцу Небесному с просьбой, воздавая Ему хвалу, рассказывая о своих заботах и благодаря Его (1 Тим 2:1). Такие молитвы угодны нашему Богу, и Он ответит на наши просьбы сообразно Своей мудрости (Мф 7:7,8; 1 Ин 5:14). 11. Мы отвергаем всякую мысль, что добрые дела христианина каким либо образом способствуют установлению праведных взаимоотношений с Богом и дают ему спасение на небесах. 12. Мы отвергаем всякую попытку упразднить неизменный Закон Божий, каким он открыт в Библии, как абсолютную норму того, что есть добро и зло. 13. Мы отвергаем взгляд, что люди могут без Божьего Слова сами решить, что правильно, а что неправильно. Мы отвергаем всякое злоупотребление словом "любовь" для оправдания поведения, противоречащего Божьему Слову. Мы считаем эти аргументы средством сатаны, направленным на то, чтобы помешать пониманию святой воли Божьей и осознанию человеком греха. 14. Мы отвергаем любую точку зрения, которая рассматривает молитву как средство благодати. Хотя, конечно же, Бог даёт верующим добрые дары в ответ на их молитвы, тем не менее, Он передаёт Свою простительную благодать и укрепляет веру только через Слово и таинства. Более того, мы отвергаем любой взгляд, считающий молитву полезной просто по причине её психологического воздействия на того, кто молится. 15. Мы отвергаем точку зрения, что все молитвы угодны Богу, и считаем молитвы всех, кто не знает Христа, бесполезным обращением к ложным богам (Мф 6:7). VI. СРЕДСТВА БЛАГОДАТИ1. Мы верим, что Бог посылает грешникам все духовные дары особыми средствами, предопределёнными Им. Это средства благодати - Евангелие в Слове и таинствах. Мы называем таинством священное действие, которое было установлено Христом и в котором Слово вместе с земными элементами даёт прощение грехов. 2. Мы верим, что Дух Святой с помощью Евангелия об искупительной жертве Христа вызывает веру в сердце человека, которое по природе враждебно Богу (1 Пет 1:23). Писание учит, что "вера - от проповеди, а проповедь - чрез слово о Христе" (Рим 10:17). Эта вызванная Духом вера производит в грешнике обновление и делает его наследником вечного спасения. 3. Мы верим, что также через таинство крещения Дух Святой приносит Евангелие грешному человеку, возрождая его (Тит 3:5) и очищая от всякого беззакония (Деян 2:38). Господь указывает на благословение крещения, когда Он обещает: "уверовавший и крещённый будет спасён" (Мк 16:16). Мы верим, что благословение крещения предназначено всем людям (Мф 28:19), включая младенцев, которые рождаются грешными (Ин 3:6) и поэтому нуждаются в возрождении, то есть, в приведении к вере через крещение (Ин 3:5). 4. Мы верим, что все, кто разделяет святое причастие, получают истинное тело и кровь Христа в хлебе и вине, с хлебом и вином и под видом хлеба и вина (1 Кор 10:16). Это истинно потому, что когда Господь устанавливал это таинство, Он сказал: "Сие есть Тело Моё.... Сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов" (Мф 26:26,28). Мы верим, что причиной действительного присутствия крови и тела являются слова установления, произнесённые Христом, а не какие-либо человеческие действия. Причащаясь тела и крови Христа верующие одновременно получают прощение грехов (Мф 26:28), утешение и уверенность в том, что они истинно принадлежат Ему. Неверующие тоже принимают тело и кровь Христа, но себе в осуждение (1 Кор 11:29). 5. Мы верим, что Господь дал Своё Слово и таинства Своим ученикам с определённой целью. Он повелел им: "Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам" (Мф 28:19, 20). Именно через Божье Слово и таинства Он оберегает и расширяет святую христианскую Церковь по всему миру. Поэтому мы должны прилежно и с верой пользоваться этими Божественно предопределёнными средствами благодати в нашей собственной среде и в нашей миссионерской работе. Только через эти средства благодати бессмертные души приводятся к вере и спасению. 6. Мы отвергаем любые воззрения, которые ищут откровения благодати Божьей и спасения отдельно от Евангелия, как обосновано в Писаниях. Мы отвергаем любые взгляды, которые ищут свидетельства того, что Святой Дух творит веру помимо средств благодати. Мы также отвергаем взгляд, что Закон является средством благодати. 7. Мы отвергаем утверждение, что детей не следует крестить и что они не могут уверовать во Христа (Лк 18:15-17). Мы отвергаем мнение, что крестить надо только через погружение. 8. Мы отвергаем все учения, которые видят в таинстве причащения не более, чем знаки и символы веры, отрицая таким образом, что в святом причастии мы получаем истинные тело и кровь Христа. Мы отвергаем взгляд, что те, кто едят тело Христа во время таинства, просто принимают Христа духовно через веру. Мы отвергаем утверждение, что неверующие и лицемеры не получают во время таинства истинных тела и крови Христа. 9. Мы отвергаем доктрину пресуществления, которая учит, что вещество хлеба и вина полностью превращается в тело и кровь Христа. Писание учит, что все причащающиеся принимают как хлеб и вино, так и тело и кровь Христа (1 Кор 10:16). 10. Мы отвергаем любые попытки установить точное время, в которое появляются тело и кровь Христа во время Господнего причастия. Мы, поэтому, отвергаем взгляд, что надо поверить в то, что тело и кровь Христа появляются, как только произносятся слова установления, или что тело и кровь Христа появляются в тот момент, когда мы едим и пьём.VII ЦЕРКОВЬ И ЕЕ СЛУЖЕНИЕ1. Мы верим, что существует одна святая христианская Церковь, которая есть храм Божий (1 Кор 3:16) и тело Христа (Еф 1:23; 4:12). Членами этой единой Церкви являются все те, кто есть "сыны Божьи по вере во Христа Иисуса" (Гал 3:26). Церковь в таком случае включает только тех верующих, или святых, которых Бог принимает праведными ради вменённой им праведности Иисуса (2 Кор 5:21). Эти святые рассеяны по всему миру. Каждый верующий в то, что Иисус - его Спаситель от греха, независимо от национальности или расы, или прихода, которому он принадлежит, является членом святой христианской Церкви. 2. Мы верим, что святая христианская Церковь является реальностью, хотя она и не есть видимая внешне организация. Поскольку "человек смотрит на лице, а Господь смотрит на сердце" (1 Цар 16:7), то лишь Господь знает "Своих" (2 Тим 2:19). Члены святой христианской Церкви известны только Богу; мы не можем отделить истинно верующих от лицемеров. Святая христианская Церковь, следовательно, является невидимой и не может быть отождествлена с какой либо одной из существующих церквей или совокупностью всех церквей. 3. Мы верим, что присутствие святой христианской Церкви, тем не менее, можно распознать. Там, где проповедуется Евангелие и где совершаются таинства, присутствует святая христианская Церковь, ибо истинная вера создаётся и сохраняется этими средствами благодати (Ис 55:10,11). Поэтому средства благодати называются признаками Церкви. 4. Мы верим, что есть воля Господа на то, чтобы христиане собирались вместе для укрепления друг друга через совместное использование средств благодати (Евр 10:24,25), а также для распространения Евангелия по всему миру (Мк 16:15). Поскольку эти видимые собрания (например, приходы) сами используют средства благодати, то они называются церквами. Однако они носят это имя лишь потому, что в них представлены истинно верующие (1 Кор 1:2). 5. Мы верим, что Бог направляет верующих признавать единство в вере с христианами, чьё исповедание веры подчиняется всем учениям Писания (Ин 8:31; 1 Фес 5:21,22). Более того, мы верим, что отдельный человек через свое членство в церкви сам признаёт учение и деятельность этой церкви. Утверждать, что единство существует там, где нет согласия в исповедании - это то же, что допускать возможность заглянуть в человеческое сердце. Это может только Бог. Нет необходимости, чтобы все сходились в вопросах церковного устройства и обрядов, о них Новый Завет не даёт никаких указаний (Рим 14:17). 6. Мы верим, что все, чьё исповедание веры показывает, что они едины по доктринальным вопросам Писания, выражают своё общение во Христе, как только представляется возможность (Еф 4:3). Эта общность может быть выражена совместным Богослужением, совместной проповедью Евангелия, соединением в святом причастии, совместной молитвой, совместной работой в церкви. Бог направляет верующих на то, чтобы не участвовать в религиозном общении с теми, чьё исповедание и дела обнаруживают ошибки в учении или терпимость к ним, их поддержку или защиту (2 Ин 10,11). Если в церкви совершаются прегрешения, то христиане должны сохранить общение через терпеливое наставление оступившихся, в надежде, что те отвратятся от своих заблуждений (2 Тим 2:25,26; Тит 3:10). Но Господь заповедал верующим, чтобы они не находились в церковном общении с людьми, которые упорно проповедуют и придерживаются ложных учений (Рим 16:17,18). 7. Мы верим, что каждый христианин является священником перед Богом (1 Пет 2:9). Все верующие имеют прямой и равный доступ к трону благодати через Христа, нашего Ходатая (Еф 2:17,18). Всем верующим Бог дал средства благодати. Всем христианам нужно благословлять Его, призвавшего нас из тьмы в чудный Свой свет (1 Пет 2:9). В этом смысле все христиане - служители Евангелия. Богу угодно, чтобы все христиане делились с другими людьми вестью о спасении (Мф 28:19,20; 10:32). 8. Мы верим, что Бог, также, установил общественное служение Слова (Еф 4:11) и что по Божьей воле Церковь, соблюдая порядок (1 Кор 14:40), призывает на службу мужчин, пригодных для такого общественного служения (1 Тим 3:1-10; 1 Кор 9:14). Такие личности служат не как люди, обладающие всеобщим священством, а согласно порядку и от имени собратьев-христиан (Рим 10:15). Эти люди являются призванными слугами Христа, служителями Евангелия, а не господами над Божьим наследием, Его верующими (1 Пет 5:3). Мы верим, что когда Церковь призывает мужчин для общественного служения, то это Сам Господь действует через Церковь (Деян 20:28). Мы верим, что Церковь свободна устанавливать различные уклады в пределах единого служения Слова, например назначать пасторов, христианских учителей и служебный персонал. Через такой призыв, Церковь, руководствуясь христианской свободой, определяет место и рамки служения. 9. Мы верим, что предназначением Церкви является служение людям с помощью Слова и таинств. Это служение, обычно, проходит в местных приходах. Мы считаем, что институт пасторства является самой всеобъемлющей формой общественного служения Слова. Пасторы обучены и призваны обеспечивать подобный всесторонний духовный присмотр за собранием и воспитанием душ в приходе (1 Пет 5:2). 10. Мы верим, что женщины могут занимать должности и принимать участие в общественном служении, за исключением случаев, когда такая деятельность даёт ей власть над мужчиной (1 Тим 2:11,12). Это значит, что женщины не могут служить пасторами и принимать участие в собрании церкви, если это даёт им власть над мужчинами (1 Кор 11:3; 14:33-35). 11. Мы отвергаем любую попытку отождествить святую христианскую Церковь с видимой организацией, а также любое требование, что церковь должна действовать в миру с помощью особых организационных форм. 12. Мы отвергаем как ложный экуменизм любые взгляды, которые ищут истинное единство церкви в каких-либо формах внешних или организационных союзов, и мы против всякого движения к подобному объединению, созданному в ущерб ясному исповеданию всех учений Писания. Мы отвергаем утверждение, что религиозное общение возможно без согласия в вероисповедании и делах. Должно существовать согласие по поводу исповедания доктрин Писания, а также дела и поступки человека должны показывать, что он не будет мириться с ошибками. 13. Мы отвергаем участие или членство в организациях, которые обладают религиозными особенностями, находящимися в противоречии с христианской верой, каковыми являются большинство масонских лож. VIII. ЦЕРКОВЬ И ГОСУДАРСТВО1. Мы верим, что не только Церковь, но и государство, то есть все правительства, находящиеся у власти, установлены Богом. "Существующие же власти от Бога установлены" (Рим 13:1). Поэтому христиане по совести должны повиноваться правительству, которое управляет ими (Рим 13:5), если только правительство не приказывает преступить повеления Божьи (Деян 5:29). 2. Мы верим, что Бог дал и Церкви, и правительству обязанности, не противоречащие друг другу. Церкви Господь поручил призывать грешников к покаянию, проповедовать прощение крестом Христа, поддерживать верующих в их христианской жизни. Её цель в том, чтобы вести избранных Богом через веру во Христа к вечному спасению. Государству Господь поручил поддерживать добрый порядок и мир, наказывать виновных, улаживать все гражданские дела среди людей (Рим 13:3,4). Цель его в том, "дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте" (1 Тим 2:2). 3. Мы верим, что единственное средство, данное Богом Церкви для достижения порученной ей цели, - Его явленное Слово и таинства (Мф 28:19,20). Только лишь проповедью Закона и Евангелия, греха и благодати, гнева Бога против греха и милости Бога во Христе люди будут обращены Святым Духом. Мы верим, что средствами, данными государству для исполнения того, что ему предписано, являются гражданское право вместе с наказаниями и поощрениями, учреждённые и используемые разумно (Рим 13:4). Эта разумность также включает в себя естественное знание о Боге, врождённое знание Закона и совесть. 4. Мы верим, что правильное соотношение между Церковью и государством сохраняется только если все - и Церковь, и государство, остаются в своей, Богом определённой сфере деятельности и применяют свои, Богом вверенные им средства. Церковь не должна ни использовать гражданскую власть, ни вмешиваться в дела государства, исполняющего свои обязанности. Государство не должно ни возвещать Евангелие, ни мешать Церкви в её проповеднической миссии. Церкви не следует пытаться использовать гражданский закон и силу для того, чтобы приводить людей ко Христу. Государству не следует стремиться править посредством Евангелия. С другой стороны, Церковь и государство могут сотрудничать вместе до тех пор, пока они остаются каждый на определённом ему месте и используют порученные каждому свои средства. 5. Мы верим, что "наше жительство - на небесах" (Флп. 3:20) и одновременно христиане являются гражданами своей страны здесь, на земле, и служат Богу, добросовестно исполняя свои обязанности в каждом из этих Царств (Рим 13:6,7). 6. Мы отвергаем любую попытку со стороны государства ограничить свободное осуществление религиозной деятельности. 7. Мы отвергаем любые взгляды, рассчитывающие на руководство и влияние Церкви на государство, когда Церковь непосредственно вмешивается в ведение его дел. 8. Мы отвергаем любую попытку со стороны Церкви искать финансовой помощи государства для достижения своей спасительной цели. 9. Мы отвергаем любые взгляды, что гражданин волен не подчиняться тем законам государства, с которыми на основе собственного суждения он не согласен. IX. ВОЗВРАЩЕНИЕ ИИСУСА И СУД1. Мы верим, что Иисус, истинный Бог и истинный человек, который восстал из мёртвых, вознёсся и воссел по правую руку от Отца, придёт вновь. Он вернётся зримо, таким же образом, как видели Его апостолы, восходящим на небеса (Деян 1:11). 2. Мы верим, что никто не может знать точное время возвращения Иисуса. Это знание сокрыто даже от ангелов небесных (Мф 24:36). Тем не менее, Господь дал верующим в Него знамения, чтобы они постоянно ожидали Его возвращения (Мф 24:4-24). Он говорит им, чтобы они смотрели за собой и бодрствовали, чтобы этот день не застиг их врасплох (Лк 21:34). 3. Мы верим, что по возвращении Иисуса существующий мир придет к концу, "но, по обещанию Его, мы ожидаем новых небес и новой земли, на которых обитает праведность" (2 Пет 3:13). 4. Мы верим, что когда Иисус вернется и голос Его услышат на всей земле, все мёртвые воскреснут, т.е. их души воссоединятся с их телами (Ин 5:28,29). Вместе с ещё живущими они предстанут перед Его престолом суда. Неверующие будут осуждены на вечное пребывание в аду. Те же, кто верой очистился в крови Христа, будут прославлены и пребудут с Иисусом вечно в блаженстве пред Богом на небесах (Флп 3:21). 5. Мы отвергаем учение о том, что Христос будет править на земле в течение тысячи лет земным материальным царством. Это учение (милленаризм) не обосновано Писанием и ведёт христиан к надежде на то, что царство Христа будет земным (Ин 18:36). Мы отвергаем как не поддерживаемые Писанием любые утверждения, что перед Судным днём христиане будут физически удалены, или "вознесены", с лица земли. Мы также отвергаем, как не основанные на Писании, любые надежды, что все евреи будут обращены в тe последние дни. 6. Мы отвергаем учение, что христиане должны ожидать в конце времён воскресения одного человека, который будет великим антихристом. Черты этого антихриста, какими они приведены в Писании, были воплощены и исполняются в настоящее время в институте папства (2 Фес 2:4-10). Мы отвергаем мнение, что отождествление папства с антихристом носит исторический характер и обосновано только для времён Реформации. 7. Мы отвергаем любое отрицание телесного воскресения и реальности ада. Мы отвергаем учение о том, что души умерших людей возвращаются на землю в другие тела (реинкарнация) (Евр 9:27). 8. Мы отвергаем все попытки истолковать новозаветные описания второго пришествия Христа, конца мира и суда, как описания событий, происходящих не в конце времён, а в ходе истории. X. ОТЛИЧИЕ ОТ ДРУГИХ ЛЮТЕРАНСКИХ ЦЕРКВЕЙВ связи с тем, что сегодня лютеранство в мире (и в России в том числе) неоднородно, и имеет различные течения, мы решили обозначить нашу конфессиональную позицию: Мы не поддерживаем попытки «либерализации» учения лютеранской церкви, что выражается в допущении женского священства, изменении роли мужчины и женщины, попыток примирить теорию эволюции и сотворение, использования критического метода в исследовании Писания. Мы также не поддерживаем и попытки «романизации» учения лютеранской церкви, что выражается в принятии доктрин Римской церкви, таких как: об обязательной необходимости сохранять цепочку рукоположений, о пресуществлении, а также о том, что Писание непонятно без предания и толкования Отцов церкви и прочих небиблейских учений. Так как история христианства и лютеранства в частности показывает, что лжеучения способны разрушить церковь, как земную организацию, и даже разрушить спасительную веру, то мы также не поддерживаем общения алтаря с теми церквями, чье исповедание или практика свидетельствует о принятии или поддержке учений, противоречащих Священному Писанию, учения которого, сформулированы и записаны в Книге Согласия. |